Семейное чтение

 

 

   Чтение — праздник души

Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни,

надо ввести его в мир книг. 

В.А.Сухомлинский

 

       В последние годы для человечества в целом всё более характерным становится рационализм, подразумевающий постепенную замену духовного, эмоционально-эстетического развития личности стремлением к получению  информации, часто не проверенной и противоречивой. Как следствие, растёт и углубляется отчуждение членов общества от культурных ценностей и нравственных ориентиров. Статистические данные свидетельствуют о том, что всё меньшее количество людей, особенно молодых, углублённо интересуются художественной классической литературой и культурой вообще.
         
Известно, что чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства. По мнению М. Е. Добрыниной, «чтение книжного текста – совершенно особый вид деятельности, относящийся к одному из оптимальных средств формирования Человека в человека, ибо синкретично воздействует на его ум, чувства, волю, развивает воссоздающее воображение».
Чтение способствует формированию социально более ценного человека, более развитого, причём воспитать такого человека можно только с самых молодых лет. Большую роль в этом процессе играет систематическое его приобщение к семейному чтению. В семье имеется возможность воспитывать любовь к книге, формировать потребность в чтении как одной из главнейших в жизни человека.
         
Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности. Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое  – об этом свидетельствуют бесчисленные колыбельные, прибаутки, песенки, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, сказки, загадки, былины...

       В наши дни интерес к возрождению традиций семейного чтения возрастает, так как концепция современного образования базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как своего рода развивающую среду.

 

Значимость семейного чтения обусловливается рядом факторов.
–  Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения.
–  Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых – следствие несформированности её с раннего детства.
–  Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой в которой он формируется, зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью. «Период пассивной речи, которая поверхностному наблюдателю кажется простым молчанием, – самое творческое время развития речи ребенка...».
Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребёнка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
–  Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребёнка в ярких, эмоциональных впечатлениях.
 Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
–  Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребёнка и управлять им.
Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создаёт почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
         Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным. Совместную читательскую деятельность можно представить как состоящую из четырех этапов.


Первый этап – это круг чтения, который очерчивается следующими аспектами:
– чтение книг, основанное на одинаковых интересах;
– чтение литературы, специально изданной для совместного чтения;
– чтение любимых родителями книг;
– чтение детской литературы.
Ко второму  этапу относится собственно процесс чтения, который можно разделить на следующие этапы:
– подготовительный этап;
– смысловое восприятие прочитанного.
Третий этап – обсуждение прочитанного – формируется из бесед о прочитанном и различного рода пересказов текста, а также повторного чтения. Такое повторное чтение, по словам Януша Корчака, «как одна и таже повторяющаяся сказка, словно соната, словно любимый сонет, словно скульптура, без которой день не в день, сер и бесцветен». Повторное чтение выполняет еще одну функцию: в памяти ребенка откладывается не столько беседа, сколько текст художественного произведения.
Четвёртый  этап – это так называемое «послечтение», когда происходит оценка прочитанного, обогащение восприятия художественного произведения. Всё это проявляется в различных видах творчества: декламации, инсценировках, рисунках, лепке и т. п.
Правильные взаимоотношения человека с книгой закладываются в семье. Уровень читательского развития, качество читательских предпочтений напрямую зависят от того образа и стиля общения с книгой, которые формируются в семье. Процесс семейного чтения – это комплексная система, где всё взаимосвязано и где невозможно выделить главные или второстепенные элементы.

 

Для тех, кого интересуют вопросы руководства детским чтением в семье предлагаем следующие   издания и публикации:

  1. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя // Семейное чтение. - 2010. - №1. - С.2-10.
    2. Грекова И. Детство и слово // Детская литература. – 1988. – № 1. – С. 31.
    3. Лотман Ю. М. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.). – СПб.: Искусство СПб., 1994. – С. 49-50.
    4. Фонвизин Д. И. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях // Собр. соч.: в 2-х т. / Фонвизин Д. И. – М.; Л., 1959. – Т. 2. – С. 86.
    5. Чуковский К. И. От двух до пяти. – СПб.: Лимбус-Пресс, 2000. – С. 95.