Профилактика суицида

     Уважаемые родители! Помните и знайте. Что подростки часто копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает ТV, массовая литература, субкультура. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков. Разделение подростком интересов субкультур, пропагандирующих смерть или самоубийства, закрепленное групповым общением, может быть признаком суицидальных тенденций!

     Будьте внимательны к своим детям, обратите вовремя внимание на их душевные крики о помощи, иногда их вызов – это протест, попытка добиться желаемого. Вам всегда придут на помощь специ

Рекомендации родителям

Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения:

Внимательное отношение и разговоры

С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах с подростком родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении с подростком родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности. Для повышения самооценки подростка допускается сравнения его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка-завтрашнего».

Новые дела

Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел. Родителям важно вместе с подростком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал или совместное выполнение утренней гимнастики. Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует подростка и настроит на позитивное восприятие жизни.

Соблюдение режима дня

Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка. Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры). Улучшение физического состояния первый враг депрессии.

Рекомендации взрослым

Разработан ряд рекомендаций, которых необходимо придерживаться в беседе с подростком – суицидентом любому взрослому из его близкого окружения:

Выявление признаков суицидального поведения

Профилактика самоубийства включает не только участие друзей и их заботу, но и своевременное распознавание признаков грядущей опасности (депрессия, суицидальная угроза, предшествующая попытка суицида, изменение поведения, беспомощность и безнадежность и прочее).

Восприятие суицидента как личности

Принять, что подросток действительно замышляет самоубийство, поэтому не допускать мысли о его неспособности к совершению задуманного (слишком слаб, труслив, глуп и прочее). Не верить и не позволять другим убедить вас в несерьезности намерений подростка в совершении самоубийства. Лучше преувеличить возможную угрозу суицида, чем недооценить.

Заботливые взаимоотношения

В данном случае важны не столько слова, сколько участие, сочувствие и дружеская поддержка, которые дадут понять подростку, что он нужен и любим.

Умение внимательно слушать

Потенциальному самоубийце важен не столько диалог с внимательным собеседником, а возможность высказаться и быть услышанным в своей боли и проблеме. Следует стараться исключить при монологе подростка растерянность, осуждение и шок от услышанного. Необходимо поощрять собеседника в раскрытии собственной души (я ценю твои откровения, я понимаю, что это очень трудно – рассказывать о наболевшем и решении уйти из жизни, я весь внимание). Также немаловажно умение «слышать третьим ухом», то есть отмечать поведение и мимику, малейшее изменение настроения и движение, нарушение сна и аппетита.

Спорам – нет

Ведя с суицидентом беседу, необходимо отказаться от всевозможных с ним споров, высказываний типа: «Ты живешь значительно лучше других, чего тебе не хватает?» или «Ты опозоришь и сделаешь несчастной свою семью». Подобные высказывания блокируют дальнейшую откровенность собеседника, подавляют его еще больше, а сам подросток замыкается, результатом чего его убеждение покончить с собой только укрепляется.

Умение спрашивать

В диалоге с ребенком немаловажное значение имеют правильно заданные вопросы. Не стоит бояться спросить: «Ты замышляешь самоубийство?» - человек, который никогда не думал об этом, соответственно и не придет к подобной мысли. А подросток с суицидальным поведением почувствует облегчение от того, что кто-то интересуется его мыслями и переживаниями и готов выслушать. В своих ответах взрослый может использовать перефразированные вопросы собеседника, что поможет ему разобраться в собственных размышлениях и переживаниях.

Участие, а не утешение

Высказанные переживания подразумевают от взрослого не неоправданных утешений (у всех такое было, не ты первый, не ты последний), а заинтересованность и отзывчивость. Беседу следует вести в русле любви и заботы, отбросив в сторону навязшие на языке клише. Иначе подросток почувствует себя еще более бесполезным и ненужным, так как для него не нашлось единственно верных слов, выделяющих его как отдельную личность.

Предложение конструктивных подходов

Вместо банальных фраз: «Подумай о своей семье/друзьях, как они будут страдать в случае твоей смерти», стоит попросить ребенка подумать об альтернативных методах, ведь уход из жизни – это последний вариант. Возможно, что в разговоре подросток переосмыслит свое решение и найдет выход из тупика. Оптимальным решением выступит выяснение того, что еще дорого ребенку и что он ценит. Направив его по этому пути, возможно изменить решение об его уходе из жизни.

Вселение надежды

Очень важно заставить поверить ребенка в другое, не такое радикальное разрешение трудной ситуации, как суицид. Даже малейший проблеск надежды дает шанс переломить кризис и отказаться от мыслей о самоубийстве.

Борьба с одиночеством

Ни в коем случае не следует оставлять ребенка одного, наедине со своими переживаниями и намерениями. Можно заключить с подростком договор, суть которого заключается в обещании связаться с конкретным взрослым перед решительным действием для обсуждения альтернативных методов поведения.

Помощь специалистов

Не во всех случаях помогают беседы с родителями и друзьями, насколько бы они ни желали помочь ребенку, решившемуся на суицид. В некоторых случаях может оказаться эффективной помощь священника, либо психиатров и психологов. В ряде ситуаций требуется госпитализация в психиатрическую больницу.

Сохранение дальнейшей заботы и поддержки

Даже после разрешения критической ситуации взрослые не должны расслабляться. Обманным моментом может выступить активная деятельность суицидента, просьба о прощении у обиженных ими людей, возврат долгов, выполнение обязательств. Подобные поступки лишь подтверждают то, что подросток не отказался от своих намерений. Поэтому рекомендуется еще долгое время выказывать заботу и поддерживать ребенка.

Вопрос – ответ

Правда ли, что все самоубийцы психически больные люди?

Действительно, частота суицидов значительно выше среди психически нездоровых людей. Но не все самоубийцы страдают каким-либо психическим заболеванием, зачастую это лишь крик о помощи суицидента.

Верно ли, что нельзя говорить с потенциальным самоубийцей о смерти и возможностях ухода из жизни?

Нет. Если человек желает жить, никакие разговоры о суициде не натолкнут на мысль его совершения. И, напротив, подросток, который задумался о желании покончить с собой, рад с кем-то обсудить этот вопрос и найти альтернативные способы решения.

Склонность к суициду действительно передается по наследству?

На данный вопрос сложно ответить, так как определенных доказательств еще не имеется.

Если человек говорит о самоубийстве, значит он никогда на это не решится?

Нет. Человек, задумавший уйти из жизни практически в 90% случаев хочет и пытается обсудить этот вопрос с окружающими. Задача близких состоит в способности услышать призыв о помощи и по возможности развеять мрачные мысли у потенциального суицидента.

Самоубийства всегда совершаются без предупреждения?

Нет. Те или иные признаки в поведении человека всегда присутствуют. Это необязательно разговоры о смерти и самоубийствах, но и изменения в поведении и даже физическом состоянии. Задача взрослых – вовремя распознать подобные проявления и предпринять меры.